Интеллектуальное зарядное
устройство для автомобильных аккумуляторов напряжением 12в.
Общие сведения.
Аккумуляторная батарея является одним из важных элементов современного
автомобиля густо начиненного всевозможной электроникой – от систем
зажигания до систем безопасности, навигации и развлечения. От
работоспособности аккумулятора зависит правильная работа систем
автомобиля и самое главное его безопасность. Срок службы аккумулятора
зависит от степени ее заряженности. Частые запуски двигателя и короткие
переезды (в городском цикле) не способствуют поддержанию аккумулятора в
заряженном состоянии.
Недозаряженный аккумулятор в условиях холодного климата является главной
причиной сульфатации пластин, а перезаряженный в условиях теплого
климата является причиной разрушения решетки плюсовых пластин. А
длительное зимнее простаивание автомобиля без эксплуатации тоже не
способствует сохранению аккумулятора в «боевом» состоянии, аккумулятор
разряжается сигнализацией, утечками токов в электронике и сама батарея
имеет свойство саморазряда. Даже если Ваш автомобиль ездит целыми днями,
но имеет на борту мощную аудиосистему то аккумулятор не будет заряжаться
полностью от генератора! он на это не рассчитан. Он рассчитан на
"штатное" электрооборудование, всего лишь компенсирует отданную энергию
при работе стартера при запуске двигателя, на дальний, ближний свет и
остальные мелкие "штатные" потребители. Поэтому срок
службы аккумулятора не превышает 5 лет и для продления срока службы
очень важно, чтобы аккумулятор был всегда заряжен.
Существует несколько вариантов зарядки аккумулятора:
- Зарядка постоянным током.
- Зарядка постоянным напряжением.
- Зарядка импульсным током (пульсирующий и ассиметричный ток).
- Контрольно-тренировочный цикл.
- Зарядка по Вудбриджу (правило ампер-часов).
У каждого из этих способов есть свои достоинства и недостатки. [Л.1]
Чтобы продлить жизнь вашему аккумулятору (от 5 до 11 лет) и таким
образом избавить от
частых замен этой важной и недешевой в автомобиле запчасти предлагается вниманию
автоматическое зарядное устройство (далее З.У.), которое сочетает в себе
несколько способов зарядки и восстановления старых засульфатировавшихся
аккумуляторов – зарядка током, 1/10 от номинала емкости, с
последующей дозарядкой постоянным напряжением 14,8в. до набора
максимально возможной емкости, с последующей «добивкой» капельным
методом, который позволяет достичь наиболее полной,почти 100%
зарядки аккумулятора.
После полного заряда включается режим поддержания заряда акуумулятора
(т.н. буфферный режим), при котором компенсируется ток саморазряда или
каких то незначительных потребителей (например автосигнализации).
В начале зарядки аккумулятор диагностируется на возможность
дальнейшей зарядки. Если напряжение ниже 10,8В, но больше 7,5В -
включается режим восстановления батареи. Для этого З.У. начинает работу
в импульсном режиме с малым током. Как только напряжение повышается до
уровня 10,8В устройство заканчивает импульсную зарядку. Если при
диагностике напряжение на аккумуляторе окажется выше 10,8В режим
импульсной зарядки пропускается. (Импульсная зарядка в данном случае не
является десульфатацией, этот режим включается в процессе основной
зарядки). Таким образом, если батарея диагностирована как рабочая З.У.
ее заряжает зарядным током чередующимся с импульсами разряда в
соотношении 1:10. что положительно сказывается на продолжительности
работы аккумулятора, т.к. батарее одновременно с зарядкой производится
"тренировка". (Время заряда на 10% больше, чем без тренировки. Этот
режим можно отключать через настройки). Также имеется режим тренировки
аккумулятора принудительная разрядка аккумулятора, в конце зарядки и
далее по кругу. В конце заряда желательно замерить ареометром плотность электролита (в
обслуживаемых аккумуляторах) и при необходимости подкорректировать его
дистиллированной водой или электролитом. Если плотность мала – долить
электролит с плотностью 1,40 г/см3, если высока – долить
дистиллированной воды. Затем произвести зарядку в течение получаса и
вновь проконтролировать плотность электролита. Летом плотность должна
быть в пределах 1,24 г/см3, а зимой 1,28 г/см3.
Отклонение плотности от номинала на 0,04 г/см3 указывает на разряд аккумулятора
на 25%, а если плотность отличается на 0,08 г/см3 – разряд на
50%.В большинстве случаев
автолюбители не уделяют такого внимания, некоторым проще купить новый
аккумулятор (да и многие современные
аккумуляторы не имеют пробок для доступа к электролиту, вместо него один
«глазок» и то не у всех) и поэтому очень важно возложить функцию "правильной" зарядки на
«умную» электронику, что и было реализовано в данном зарядном
устройстве в т.ч. и "замер" плотности электролита.
Данная конструкция отличается
от имеющихся в продаже аналогов тем, что осуществляет щадящий режим
зарядки (постепенное наращивание тока заряда), визуально
отображаются все стадии зарядки не только одной-двумя лампочками, а на
большом цифровом дисплее, показывающем реальный ток и напряжение зарядки
и главное тенденцию изменения этих параметров, зарядное устройство легкое в
управлении (только на первый взгляд кажется, что сложно, а после
ознакомления или работы с ним все становится ясно и доступно), предоставляет много дополнительной информации (время заряда,
накопленная емкость в А/ч, плотность электролита на момент окончания
заряда, отданная емкость от аккумулятора к нагрузке в режиме разрядки, все параметры доступны для изменения в режиме настройки),
имеет режим десульфатации, режим восстановления глубоко разряженных
аккумуляторов, имеет систему диагностики, которая сообщает возможно ли
вообще восстановление аккумулятора, имеет два различных буфферных режима
поддержания заряда после полного заряда, имеет контроллируемый режим
тренировки аккумулятора циклический заряд-разряд, работает в автоматическом режиме
с таймером ограничивающим максимальное время зарядки, самое главное при
прекращении подачи напряжения после восстановления питания продолжает
работать далее в той же стадии зарядки, что была до пропажи напряжения,
что позволяет оставлять его без присмотра, чего не имеют аналогичные
З.У. имеющиеся в продаже!З.У. имеет функцию
анализатора оставшейся емкости заряда в аккумуляторе, рассчитываемое по
результатам замера падения напряжения при реальном старте двигателя с
помощью стартера, информация отображается в виде наименьшего напряжения
при работе стартера, а также значение оставшейся емкости в процентах от
0 до 100%
Основные технические характеристики
интеллектульного зарядного устройства:
Напряжение питания З.У.
переменный ток 220-240В, 50Гц
Выходное напряжение
номинал 12В.
Зарядное напряжение
регулируемое 12,5-14,8В
Зарядный ток
0-6А 0-9,99 А
Обратный ток
8 мА
Пульсация
150 мВ
Температура окружающей среды
-20...+50 град.С
Тип зарядного устройства
Многофункциональное, автоматизированное,
управляемое микроконтроллером, с цифровой индикацией
Возможность
использования как регулируемый блок питания
есть
Возможность
контроля саморазряда аккумулятора при длительном хранении с
автоматической зарядкой.
есть
Возможность
циклического разряда с последующей зарядкой аккумулятора в
автоматическом режиме.
есть
Возможность
использования в качестве буфферного источника питания, чтобы не
допустить разрядки аккумулятора
есть
Возможность
восстановления сильно разряженных аккумуляторов, диагностика
есть
Возможность сделать
экспресс-анализ оставшейся емкости аккумулятора при реальном
старте двигателя
есть
Подсчет и индикация
отданной емкости аккумулятору при зарядке, а также отданной
емкости в нагрузку при разрядке аккумулятора
есть
Первый цикл зарядки производит диагностику батареи и обеспечивает заряжаемый аккумулятор
постепенно возрастающим током, максимум которого
установлен в настройках зарядного устройства параметр
Р.2, обычно равный 1/10
емкости заряжаемого аккумулятора. Как только напряжение на аккумуляторе
достигает 14,8в параметр
Р.1 происходит переход на второй цикл – поддержание
напряжения на уровне 14,8в до тех пор, пока ток зарядки не упадет до
минимального значения (0,01 от номинальной емкости), который также
устанавливается в настроечных параметрах зарядного устройства параметр
Р.3.
Аккумулятор считается заряженным, если ток и напряжение не будут
изменяться в течение 1-2 часов, что отслеживает данное З.У. Затем
следует «капельная» зарядка при которой подается импульс зарядки с
чередованием паузы в соотношении 1/4. ток капельной зарядки - тот, который был на момент достижения
напряжения параметра
Р.1. В результате аккумулятором наиболее полно происходит
«усваивание» емкости. Весь процесс зарядки отображается на цифровом
табло – слева три цифры – напряжения на аккумуляторе, справа – ток
зарядки. Также предусмотрен индикатор – мигающая точка, индицирующая
визуально различные режимы зарядки. Также в любой момент времени с
помощью кнопок управления возможно вызвать на экран дисплея значение
времени (ЧЧ,ММ) зарядки, которое контролируется если в настройках
указано не нулевое время, по окончании которого происходит переход в
режим поддержания заряда аккумулятора, в котором аккумулятор может
находиться длительное время. Нажатием кнопки"Режим зарядки"
отображается режим или стадия зарядки в виде текста на дисплее: "St.0
St.1 St.2 St.3 St.4",
где
0 - режим ожидания/пауза, 1,2 - зарядка, 3 - капельная
зарядка, 4 - поддержание заряда.
В процессе заряда, если зарядный ток повышается более, чем на 0,2А от
заданного параметром
Р.2 - происходит
автоматическое его уменьшение и продолжение работы. Если по каким то
причинам ток отрегулировать не удается, происходит отключение режима
заряда и переход в режим ожидания. Аналогичным образом, в режиме поддержания заряда, если
вдруг аккумулятор начнет брать больший ток, нежели установлен
настроечным
параметром Р. 3 происходит
отключение режима и переход в режим ожидания.
В
процессе заряда устройство подсчитывает количество отданных аккумулятору
ампер часов, вызвать на дисплей это значение можно в режиме зарядки
1,2,3 двойным нажатием на
кнопку «Старт/Инфо» за отображением времени зарядки последует отображение
отданной емкости аккумулятору. Подсчет ведется на всех режимах зарядки,
кроме ожидания и поддержания заряда. В конце зарядки можно узнать плотность электролита в
аккумуляторе, подсчитанная по формуле Плотность = U/6 – 0,84 (const).
Вызвать на дисплей это значение можно тройным коротким нажатием на
кнопку «Старт/Инфо». Работает только в режиме
«Ожидание/Пауза». На дисплее поочередно появляется: «Время зарядки» –
«Отданная емкость» - «Плотность электролита» Значение плотности на
дисплее отобразится в единицах "г/см3"
Порядок работы с З.У.
1.
Включить питание. (клеммы зарядного устройства должны быть
отключены от аккумулятора и не в коем случае не закорочены между собой!).
Если предыдущий режим зарядки не сброшен (стадия зарядки отображается не
как St.0) см. табл.2. - необходимо произвести
сброс - подготовку к новому циклу зарядки - длительное нажатие
кнопки "Режим зарядки"
и отпустить ее. На дисплее отобразится надпись "Reset".
2.
Для конкретного аккумулятора (в зависимости от его емкости) сделать
настройки (подробнее - см. ниже таблицу 1): желаемый ток зарядки (контролируя его
на цифровом индикаторе), минимальный ток зарядки (зависит от свежести
аккумуляторной батареи, например для нового аккумулятора это 0,1А), максимальное время зарядки, предельное
напряжение на аккумуляторе в конце заряда. Не более 2,5в на одну банку.
Если 6 банок Umax
= 15,0в.*, а также напряжение для поддержания заряда уже
заряженного аккумулятора, для компенсации саморазряда, для поддержания
его в состоянии готовом к применению. Настроечным параметром
"Р.7".
установить необходимость
предварительного разряда - значение "1" , по умолчанию этот режим
предварительного разряда отключен (значение "0")! Последовательно пройдя до последнего
параметра, если не надо какой то пункт менять - пропускаете его
последовательным коротким нажатием кнопки
"Установка параметров" В конце, как закончатся
все настроечные параметры на дисплее отобразится небольшая анимация
черточками свидетельствующая о записи параметров в память контроллера.
3.
Выключить зарядное устройство. Убедиться, что переключатель режимов
"ручной-автоматический" - переключатель S7 по схеме стоит в положение "автоматический
режим".
4.
Щупами подключить шнур зарядного устройства к аккумулятору, строго
соблюдая полярность. Если аккумулятор установлен в автомобиле -
отключить "массу" с аккумулятора! Несоблюдение данного
требования может привести к поломкам бортовой электроники вашего авто!
Автор за возможный ущерб не не несет никакой ответственности!
5.
Включить питание. Нажать и удержать кнопку "Старт/Инфо" -т.о. выполняется запуск автоматического режима зарядки
аккумулятора. Старт отобразится надписью "TESTER"(диагностика) на дисплее, после чего автоматически
включается режим диагностики.
Если напряжение аккумулятора больше параметра
Р.9 на дисплее отображается "START"
и включится режим автоматической
зарядки, если не был установлен режим предварительной разрядки. Если
разрядка была включена на дисплее появится надпись "DISCHR",
которая будет периодически появляться на экране, пока идет разрядка. По
достижению напряжения на аккумуляторе установленного в параметре
Р.9 разрядка заканчивается и
автоматически начинается процесс зарядки при этом
начнется постепенное увеличение зарядного тока до
номинальных значений (установленных в настроечных параметрах*).Если
напряжение при диагностике аккумулятора будет в пределах менее параметра
Р.9 но более
7,5В. включится режим восстановления импульсным током. На дисплее
появляется надпись
"PULSE"
(импульсный режим) и
"RESTOR"
(восстановление)
Если аккумулятор не подлежит восстановлению (напряжение менее 7,5В) - отобразится
мигающая надпись "Bad
Bad" (Плохой) и устройство перейдет в режим ожидания
реакции человека. Если в режиме восстановления за 5 часов работы
напряжение не повысится до значения установленного в параметре
Р.9 то такой аккумулятор диагностируется
как негодный и появляется надпись "Err
Err" (ошибка).
8.
В процессе зарядки можно нажатием кнопки «Режим» увидеть текущий цикл
заряда («St1»,
«St2»,
«St3»,
«St4»),
либо если включена пауза – текущий цикл отображается как
«St0».
Паузу в любом цикле зарядки можно включить кнопкой «Старт/Инфо» (нажать и
удержать, в результате на индикаторе появится надпись «PAUSE».)
9.
В процессе зарядки, при необходимости можно вручную перейти на любой цикл, минуя окончание
предыдущего – нажатие кнопки «Режим» отображает текущую стадию,далее пока отображается текущая стадия нажимаем кнопки «Плюс» или «Минус» и индикатор стадии
меняет ее номер и сам цикл. В таблицах
2 и 3 представлена сводная информация о режимах работы зарядного
устройства и работы кнопок управления.
10.
Окончание режима заряда можно увидеть на индикаторе по периодическим
вспышкам одиночного индикатора красного свечения – 3 вспышки в секунду/секунда
пауза. В этом режиме З.У. может находиться продолжительное
время,
(происходит капельный заряд при котором идет кратковременный импульс
заряда с чередующейся паузой в соотношении 1/4) пока не истечет максимальное время зарядки
(установлено в настроечных параметрах*), после чего З.У.
переходит в режим поддержания заряда, устанавливается значением
параметра Р.4 чем
обеспечивается компенсация саморазряда батареи и исключается
газовыделение. В этом режиме аккумулятор может находиться сколь угодно
долго, таким образом Ваш аккумулятор всегда находится в состоянии
готовом к работе! В режиме поддержания контроллируется напряжение и ток,
при повышении тока более чем установлено в значении параметра
Р.3 либо превышение
максимального напряжения, значение параметр Р.1 - происходит выключение режима поддержания
заряда и переход в режим «Ожидания», индикатор не моргает, на
индикаторе ток зарядки будет нулевым, а индикатор напряжения будет
отображать реальное напряжение на аккумуляторе. Также имеется режим
контроля аккумуляторной батареи. Выбирается параметром
Р.А Если
этот параметр установлен как 0 - после окончания капельной зарядки не
будет включен буфферный режим с напряжением поддержания, а будет
ожидание, пока напряжение аккумулятора не снизится до значения 12,5В,
после чего будет запущен автоматически режим зарядки. Примечание:
Если параметром
Р.7 был установлен
режим предварительной разрядки, то он не будет выполнен повторно, т.е.
после самопроизвольной разрядки аккумулятора до 12,5В не будет разрядки
до значения установленного в параметре
Р.9. Повторный запуск для
зарядки другого аккумулятора возможен нажатием и удержанием кнопки
«Старт/Инфо» этим забывается о том, что уже
был такой режим в работе, предварительно необходимо
нажатием и удержанием кнопки "Режим зарядки"
сбросить в ноль счетчик накопленных ампер-часов и времени заряда,а также
сброса памяти события выполненной до конца разрядки аккумулятора (если
эта функция была включена) от
предыдущего заряженного аккумулятора. Также следует помнить, что
если
в настройках - параметр Р.7 - "1" был
включен режим предварительного разряда перед процессом зарядки
нового аккумулятора будет выполнен разряд до напряжения установленного в
параметреР.9, если разрядка прошла до конца
(не было выключено питание З.У. или если не был сбой питания) это
событие запоминается и при сбое (отключению сети 220В) при последующем
включении, возобновлении работы З.У. и при работе З.У. в режиме зарядки,
то разрядка уже производиться не
будет! При работе контрольного режима («St5»)
на дисплее отображается напряжение аккумулятора и один раз в минуту
изображение меняется анимацией - показывающей что зарядное устройство
находится в контрольном режиме.
При работе контрольного режима («St5»)
если был включен режим тренировки на дисплее отображается напряжение
аккумулятора и один раз в минуту изображение меняется анимацией -
показывающей что зарядное устройство находится в ожидании
контроллируемой разрядки, на дисплее дополнительно отображается надпись
"Dis
chr".
Для работы режима тренировки необходимо в настроечных параметрах
включение пунктов
"P.8", "P.A".
Процесс работает, пока не истечет максимальное время зарядки/разрядки
параметр "Р.4". Также прервать этот процесс можно вручную переведя режим
из "St.5" в "St.0",
а далее, если необходимо сбросить в исходное состояние З.У. - нажатие и
удержание кнопки "Режим зарядки".
Визуально процесс зарядки иллюстрирован на графиках:
Для режима разрядки предусмотрена
отдельная нагрузка, подключаемая дополнительным транзисторным ключем,
т.о. в режиме десульфатации работает один ключ, в режиме разряда - два
ключа, что позволяет быстрее осуществлять процесс разряда емких
аккумуляторов и не "мешать" десульфатации.Этот вариант схемы
см.
схему но имеющиеся заводские
печатные платы не предусматривают такого варианта и при повторении
конструкции требуется добавление
одного ключа навесным монтажом, либо на дополнительной печатной плате.
От Режим
анализатора емкости аккумулятора главным образом предназначен
для ответа на вопрос - а не пора ли менять аккумулятор? Не подведет ли
он в зимние морозы? Производить анализ следует после ночной стоянки, а
не после дневной езды. Этот режим включается с помощью кнопки "Режим
зарядки". Для этого необходимо выключить З.У. Далее надо нажать
кнопку "Режим
зарядки" и удерживая ее в нажатом состоянии включить питание З.У. На индикаторе не будет
ничего, далее отпустить кнопку, появится надпись "Reset"
после чего появится отображение индикации тока и напряжения, т.е. ноли.
Подключить клеммы З.У. к аккумулятору в автомобиле. Произвести запуск
двигателя стартером, по прошествии 12 секунд на дисплее отобразится
результат анализа - наименьшее значение напряжения аккумулятора в
Вольтах, которое было при старте двигателя (на левом индикаторе) и значение оставшейся емкости аккумулятора в % (на правом индикаторе).
Значение оставшейся емкости рассчитывается с шагом 5/10% в зависимости от полученных
данных при старте двигателя.
Визуально работа анализатора оставшейся емкости аккумулятора иллюстрирована на
графиках:
*-Настроечные параметры достаточно установить один раз для
зарядки аккумулятора определенной емкости. Параметры запоминаются в
энергонезависимой памяти устройства и при следующем включении, если
заряжается аналогичный предыдущему аккумулятор нет необходимости делать
настройки заново. Подробнее о настроечных параметрах:
Установка настроечных параметров.
Нажать и удержать кнопку «Установка», на левом индикаторе
отобразится "Р.1", на
правом "14.8", кнопками управления «Плюс», «Минус» можно изменить параметр
Р.1 в большую или меньшую сторону, переход между параметрами – короткое
нажатие кнопки «Установка». После установки всех параметров произойдет
запись значений во внутреннюю память контроллера, что будет видно по
индикатору. Также следует отметить, что после прошивки контроллера,
или после выполнения "железного сброса" в контроллере прописываются
настроечные параметры, достаточные для начала работы и зарядки
среднестатистического аккумулятора емкостью 40-50 А/ч
Управление режимом
предварительной разрядки аккумулятора
Р .7
0
Установка: Включен режим -1 Выключен - 0
Управление режимом
автоматического старта зарядки после предварительной разрядки аккумулятора
Р .8
1
Установка: Включен режим -1 Выключен - 0
Уровень напряжения для
предварительной разрядки аккумулятора
Р .9
10.8
Установка: мин. 10,0, макс. -12,0
Управление выбором варианта
поддержания заряда предварительной разрядки аккумулятора.
Работает циклически, по окончании основной зарядки
Р .А
0
Установка: Включен режим -1 (ожидание разряда до уровня 12,5В с
дальнейшим зарядом) Выключен - 0 (поддержка напряжением уст. в
параметре
Р .5)
Включение режима принудительной
разрядки по окончании зарядки. Тренировка аккумулятора.
Работает циклически, пока не закончится время указанное в
параметре Р.4 Для работы режима должны быть
включены параметры Р.8, Р.А
Р .b
0
Установка: Включен режим -1 (ожидание разряда до уровня
указанного в параметре
Р .9+1,2В с
дальнейшим зарядом) Выключен - 0 (не будет тренировки)
Таблица
2. Назначение кнопок управления З.У.
Наименование
кнопки
Назначение кнопки
"Плюс"
Увеличение значений установочных параметров, значение тока
зарядки, ручное переключение между стадиями зарядки. В режиме
окончания разрядки, если параметр
Р .8
установлен в "0" - продолжение работы - старт зарядки.
Одновременное удержание кнопок "Плюс" и "Минус" - и включение
питания З.У. - сброс настроечных параметров в исходные значения
по умолчанию.
"Минус"
Уменьшение значений установочных параметров, значение тока
зарядки, ручное переключение между стадиями зарядки.
Одновременное удержание кнопок "Плюс" и "Минус" - и включение
питания З.У. - сброс настроечных параметров в исходные значения
по умолчанию.
"Старт/Инфо"
Из режима ожидания/пауза - длинное нажатие и удержание -
старт зарядки В режиме зарядки повторное нажатие и удержание
- пауза в зарядке (появляется надпись PAUSE).
Короткое нажатие в процессе зарядки 1,2,3 стадии -
отображение информации о зарядке: одно нажатие - отображает
время зарядки (ЧЧ ММ) двойное нажатие - отданная емкость
аккумулятору. тройное нажатие (только в режиме
ожидания/пауза) - рассчетная плотность электролита Короткие
нажатия в процессе разрядки -
одно нажатие - отображает
время разрядки (ЧЧ ММ) двойное нажатие - отданная емкость
аккумулятора в нагрузку.
"Установка параметров"
Длинное нажатие - включает режим ввода настроечных
параметров (работает только в режиме паузы) Изменение
параметров кнопками "Плюс", "Минус", далее короткое нажатие
кнопки переход к отображению и вводу следующего параметра, пока
не будет введен последний, 6 параметр, после чего значения
запоминаются, на индикаторе отображаются движущие черточки,
после чего возвращается отображение напряжения и тока.
"Режим зарядки"
В процессе зарядки или разряда, короткое нажатие кнопки вызывает на
дисплей информацию о текущей стадии зарядки. Пока светится
надпись кнопками "Плюс", "Минус" можно принудительно
изменить стадию на желаемую. После чего автоматически
возобновляется отображение напряжения и тока. Если не менять
стадию зарядки, нажатие кнопки используется для информирования о
стадии. Длительное нажатие приводит к сбросу текущего режима
зарядки и переходу в стадию ожидание (используется вначале
нового цикла зарядки, на стадии St.0)
Удержание кнопки "Режим зарядки" при включении питания З.У. -
используется для включения режима анализатора аккумулятора при
работе стартера автомобиля.
Таблица
3. Стадии зарядки
Отображение на
дисплее
Состояние З.У.
"St0".
Ожидание, режим в котором можно
установить настроечные параметры. Возможно ручное увеличение/уменьшение
значения начального зарядного тока.
Короткое
нажатие кнопки "Режим зарядки" - отображение текущего режима,
пока отображено на дисплее - возможен переход в другие режимы нажатием
кнопок "Плюс" или "Минус".
Нажатие и удержание кнопки
"Режим зарядки" - сброс счетчика времени заряда и накопленных
Ампер-часов.
Нажатие и удержание кнопки "Старт/инфо" -
старт зарядки. Короткое нажатие кн. "Старт/инфо": 1 раз -
отображение времени заряда ЧЧ:ММ 2 раза - отображение
отданной емкости аккумулятору. 3 раза - отображение плотности
электролита
"St1".
Диагностика,Восстановление, Разрядка, Зарядка, постепенное увеличение зарядного тока.
Короткое нажатие кнопки "Режим зарядки" - отображение текущего
режима, пока отображено на дисплее - возможен переход в другие режимы
нажатием кнопок "Плюс" или "Минус".
Нажатие и удержание
кнопки "Режим зарядки" - сброс счетчика времени заряда и
накопленных Ампер-часов. Рестарт - подготовка к зарядке другого
аккумулятора.
Нажатием кнопок "Плюс"или
"Минус" - увеличение/уменьшение значения зарядного тока
вручную.
Нажатие и удержание кнопки "Старт/инфо" -
пауза зарядки. Короткое нажатие кн. "Старт/инфо": 1 раз -
отображение времени заряда ЧЧ:ММ 2 раза - отображение
отданной емкости аккумулятору.
"St2".
Зарядка, набор емкости, уменьшение
тока до предельного значения.
Короткое нажатие
кнопки "Режим зарядки" - отображение текущего режима, пока
отображено на дисплее - возможен переход в другие режимы нажатием кнопок
"Плюс" или "Минус".
Нажатие и удержание кнопки "Режим
зарядки" - сброс счетчика времени заряда и накопленных
Ампер-часов. Рестарт - подготовка к зарядке другого
аккумулятора.
Нажатие и удержание кнопки "Старт/инфо"
- пауза зарядки. Короткое нажатие кн. "Старт/инфо": 1 раз
- отображение времени заряда ЧЧ:ММ 2 раза - отображение
отданной емкости аккумулятору.
"St3".
Капельная зарядка короткими импульсами
в соотношении 1/4 импульс/пауза.
Короткое нажатие кнопки
"Режим зарядки" - отображение текущего режима, пока отображено
на дисплее - возможен переход в другие режимы нажатием кнопок "Плюс" или
"Минус".
Нажатие и удержание кнопки "Режим зарядки" -
сброс счетчика времени заряда и накопленных Ампер-часов. Рестарт
- подготовка к зарядке другого аккумулятора.
Нажатие и удержание кнопки "Старт/инфо" -
пауза зарядки. Короткое нажатие кн. "Старт/инфо": 1 раз -
отображение времени заряда ЧЧ:ММ 2 раза - отображение
отданной емкости аккумулятору.
"St4".
Буфферный режим, поддержание заряда
аккумулятора при хранении или питании слаботочной нагрузки
(например сигнализации). Компенсация саморазряда.
Короткое нажатие кнопки "Режим зарядки" - отображение
текущего режима, пока отображено на дисплее - возможен переход в другие
режимы нажатием кнопок "Плюс" или "Минус".
Нажатие и
удержание кнопки "Режим зарядки" - сброс счетчика времени заряда
и накопленных Ампер-часов. Рестарт - подготовка к зарядке
другого аккумулятора.
Нажатие и удержание кнопки
"Старт/инфо" -
пауза буфферного режима. Короткое нажатие кн. "Старт/инфо": 1 раз -
отображение времени заряда ЧЧ:ММ 2 раза - отображение
отданной емкости аккумулятору.
"St5".
Контрольный режим ожидания, если
напряжение аккумулятора понизится до 12,5 вольт - автоматически
стартует зарядка. Компенсация саморазряда.
Второй вариант
- если включен параметр принудительной разрядки"P.b"
будет включена нагрузка и ожидается разрядка, после чего
включен заряд. и т.д. пока не истечет предельное время
зарядки/процесса
Короткое нажатие кнопки "Режим зарядки" - отображение
текущего режима, пока отображено на дисплее - возможен переход в другие
режимы нажатием кнопок "Плюс" или "Минус".
Нажатие и
удержание кнопки "Режим зарядки" - сброс счетчика времени заряда
и накопленных Ампер-часов. Рестарт - подготовка к зарядке
другого аккумулятора.
Нажатие и удержание кнопки
"Старт/инфо" -
пауза зарядки. Короткое нажатие кн. "Старт/инфо": 3 раза - отображение плотности
электролита
Конструкция зарядного устройства.
Конструкция зарядного устройства классически проста, с применением
недорогих деталей, единственная важная деталь – микроконтроллер «Microchip»
PIC18F4520.
Схема изображена на рис.1. Индикация информации осуществляется с помощью
двух 3-х разрядных светодиодных индикаторах красного свечения с общим
катодом. Силовой трансформатор Тr1
любой, мощностью 160Ватт, напряжение на вторичной обмотке 18-25в, при
токе 5-6А. В авторском З.У. применен трансформатор на витом железе типа
ОСМ1-0,16У3, вторичная обмотка которого перемотана. Логично б было
разместить еще одну обмотку для питания схемы автоматики, но она не
влезла в него, я применил отдельный, маломощный (диаметр с обмотками 50
мм.) тороидальный трансформатор выдающий напряжение на вторичной обмотке
10-11 вольт, при токе 0,5А. Схема управления потребляет ток около 100мА
вместе с 6 индикаторами (применена динамическая индикация, при которой в
один момент времени светится только один цифровой индикатор). Следует
заметить, что для тех, кто собирает вариант З.У. на 10А, необходимо
применить трансформатор с габаритной мощностью не менее 300Ватт,
вторичную обмотку мотать либо шиной сечением 5 мм2 либо в два провода
диаметром 2 мм. Регулирующий
элемент – транзистор VТ1
необходимо установить на радиаторе полезной площадью не менее 200 см2, а
для 10А площадь должна быть раза в 3-4 больше!
вентилятор (применен 80мм. от компьютерного блока питанияс терморегулятором, прикрепленным к корпусу радиатора) расположить возле радиатора, чтобы обеспечить достаточный
отвод тепла. 100 мм. вентиллятор тоже сгодится, даже будет работать с
меньшим шумом. Важно!
Плата управления на микроконтроллере запитывается от отдельного
трансформатора TR2,
или отдельной вторичной обмотки транса TR1,
гальванически развязанной от силовой обмотки! Связано с тем, что
транзистор VT1
имеет встроенный диод в обратном направлении. Никаких вариантов запитки
платы управления от силовой части, от ее отводов категорически не рекомендуется делать! Диодный мост на радиаторах, собран на печатной плате размером 69*94мм,
Рис.2, блок управления на печатке размером 96*67мм Рис.3. В
качестве нагрузочного резистора R31
удобно применить автомобильную лампочку соответствующей мощности. Для
этого режима зарядки лучше использовать лампочку с током потребления
1/10 от емкости аккумулятора, а для разрядки можно их кол-во увеличить и
соответственно ток разрядки для больших емкостей аккумуляторов
(транзистор VT9 позволяет коммутировать ток до 40А). Для
тех, кто любит полную автоматизацию предусмотрен второй разрядный
ключик, на VT11 схему смотреть здесь:
см.
схему
который работает только в момент предварительной разрядки и на ток
десульфатирующей цепочки не влияет. Два
трехразрядных индикатора (красного цвета расположены на передней панели
прибора и легко читаемы с большого расстояния, например в гараже с 6 метров) на печатной плате
размерами 158*40мм.
Рис.4, Если возникнут трудности с приобретением таких больших
индикаторв без проблем можно подправить печатку под меньшие матрицы,
расположение ножек идентично, но они будут на меньшем расстоянии друг от
друга. пять кнопок управления расположены ниже
индикаторов, на печатной плате размерами 148*25мм Рис.5. Печатные платы
в формате
SprintLyout v4.0можно скачать здесь.Здесь можно скачать другой вариант
печатки (см. Рис. 5а, 5b,
5с), (Обратите
внимание на то, что файл печаток предназначен для ЛУТ-метода
изготовления, т.е. в зеркальном виде!) с учетом реализации разрядной/десульфатирующей цепочки формат
Sprint Layout v.5.0
(отдельное спасибо "afp")
на ней плата индикаторов и кнопок управления совмещена в одну.
При желании, возможно изменить расположение кнопок
управления под
Ваш вкус соответствующей перепайкой
проводов, соединяющих между собой платы.
Печатные платы изготовленные заводским способом с защитным
покрытием и нанесенными позиционными обозначениями радиодеталей,
соответствующие принципиальной схеме облегчают сборку и исключают
замыкания между дорожками -
см. Рис.
5d, 5e.
Что в результате получилось можно увидеть на фото Рис.6,7,8,9. В действии -
дозарядка уже заряженного аккумулятора - см. видео.
З.У. можно использовать и как регулируемый блок питания, для этого
необходимо кратковременно нажать на кнопку
S5
"Установка параметров" переключатель
S7
переводят в положение «Ручной» и потенциометром R29
устанавливают требуемое выходное напряжение, контролируя его по
индикатору напряжения слева. В таком варианте можно заряжать
аккумуляторы номиналом 6в, но в ручном режиме, без автоматики. Резистор
R30 необходимо замкнуть накоротко, чтобы была возможность установить
напряжение ниже 10 вольт. Для выключения ручного режим необходимо еще
раз нажать кратковременно кнопку
S5
"Установка параметров", а переключатель
S7 переводят в положение «Автомат».
Настройка З.У.
Прошив контроллер и проверив работоспособность
светодиодных индикаторов (при правильном монтаже печатной платы и
прошивке контроллера) на них должно высвечиваться в канале напряжения
любое "осмысленное" трехразрядное значение, а в канале тока, при неподключенной
нагрузке - ноли. 1. Для исключения
влияния управлением зарядки контроллером на время наладки (п.1 и
п.3) отключить 6 ножку контроллера сигнал "Vreg"
от 3 ножки DA1.1,
либо перевести З.У. в режим блока питания кратковременным нажатием кн.
S5 "Установка параметров", Переключателем S7
переводят З.У. в положение "ручное управление", устанавливают
R29 примерно в среднее положение и
контроллируя напряжение на выходе по образцовому вольтметру (желательно
не применять китайские мультиметры, т.к. у него погрешность бывает
доходит до 0,1В) и напряжение отображаемое дисплеем З.У. канал измерения
напряжения, подбором номиналов R5, R7, R10
добиваются идентичности показаний напряжения образцового вольтметра и
дисплея З.У. 2. Затем, переключив З.У. в автоматический режим с
помощью S7, кнопкой S5
"Режим" устанавливают режим поддержания заряда аккумулятора (см.
подробнее таблицу "назначение кнопок"). По
умполчанию, после прошивки контроллера, если вы не делали
пользовательскую настройку с иными значениями З.У. должно установить
напряжение 14,4В. (контроллировать это напряжение уже можно по дисплею
З.У.) Если это не так - подбором номиналов резисторов
R4, R6 устанавливают напряжение с точностью
0,1в. Если эти настройки сделаны, то дальнейшая работа З.У. в части
соответствия реального напряжения и установленных значений будет
выполняться автоматически. Если это не так или наблюдается сдвиг в
какую- либо сторону - подберите другой экземпляр резистора
R28 и проведите заново настройку п.2.
Резисторы R28 и R30
должны быть примерно одинакового номинала, чтобы диапазон работы в
автомате был таким же как и при ручном регулировании. 3. В
заключение настройки нагружают З.У. на любую нагрузку, с током в
пределах 1-2А (сделать это можно в ручном режиме, как указано было в
п.1) и подключают последовательно с ней "образцовый" цифровой
амперметр. Подбором резистора R13 добиваются
идентичности показаний образцового прибора и дисплея З.У. (канал тока).
Следует заметить, что токи менее 50мА не будут корректно отображены
амперметром З.У. вследствие применения дешевых операционных усилителей
DA1,2, но в принципе на этом значении тока
такая точность для зарядного устройства и не нужна!
На этом этапе выполнение настройки можно считать оконченной. 4. Также хочу заметить, что если у вас не
получается увидеть настроечные параметры, перечисленные в Табл. 1 -
причина скорее всего в Вашем программаторе, некорректно прошивающем
область памяти данных EEPROM контроллера. Для
этого в программе контроллера (версия начиная с 08.04.2013) предусмотрен
режим сброса настроек, т.е. контроллер сам себе прошивает эти настройки
и теперь даже если такое и произошло, нажав две кнопки "Плюс" и "Минус"
одновременно и подав питание на З.У. затем отпустив эти кнопки вы
делаете сброс настроек и все становится на свои места! Также сделано
чуть большее время для "длинного" нажатия кнопки "Старт" - для более
четкого срабатывания процесса запуска автоматической зарядки.
Еще один момент. Для тех, кто собирает данное З.У. в варианте тока
зарядки на 10А - ставится в параллель второй транзистор КТ827А,
см.
схему, а также если есть необходимость сравнительно быстро разряжать
аккумуляторы больших емкостей предусмотрен второй разрядный ключик
VT11 (см. во второй схеме). Все ранние прошивки поддерживают этот
режим.
За прошивками контроллера для данной конструкции, а также печатных плат
пожалуйста обращайтесь к автору по
указанным в конце страницы адресам.
Рис.1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
Рис.5
Рис. 5a (нет в наличии)
Рис. 5b (нет в наличии)
Рис. 5с
Рис.5d (есть в наличии, доступно к заказу)
Рис. 5e (есть в наличии, доступно к заказу)
Рис.6
Рис.7
Рис.8
Рис.9
Работа зарядного устройства:
Еще фотки. З.У. собрано в корпусе от блока бесперебойного питания
APC Smart Cell
Рис.10
Фотка зарядного устройства, сделанного с творческим подходом:
Рис.11а
Рис.11б
Меры безопасности при зарядке свинцового аккумулятора:
1. Не используйте данное устройство для зарядки других типов
аккумуляторов в автоматическом режиме! Это может вызвать взрыв или
возгорание!
2. Зарядное устройство не предназначено для
использования маленькими детьми или пожилыми людьми.
3. Не используйте зарядное устройство с поврежденным соединительным
кабелем и кабелем питания 220в! Опасность поражения электрическим током!
4. В процессе зарядки всегда используйте защитные очки для защиты глаз,
перчатки для защиты рук, спецодежду для защиты тела. Не наклоняйтесь
близкок батарее, особенно если вы курите!
5.
Работы производить в хорошо проветриваемом помещении! Чтобы не произошел
взрыв газов, выделяющихся в конце заряда нельзя подносить к батарее
открытое пламя. Нельзя курить, а также пользоваться нагрузочной вилкой
или пробникомдля проверки
напряжения (вся необходимая информация отображается на цифровом табло на
передней панели З.У.) При повышении температуры аккумулятора выше 45
градусов – зарядку прекратить, дать остыть электролиту до 30 градусов и
затем продолжить зарядку.
6. В процессе зарядки взрывоопасные и легковоспламеняющиеся
вещества, такие как топливо или растворители не должны находиться рядом
с зарядным устройством и аккумулятором. Опасность взрыва и возгорания!
7. Защитите зарядное устройство от проникновения влаги внутрь
корпуса!
Опасность поражения электрическим током!
8. Не заряжайте замерзшие аккумуляторные батареи! Подключайте
зарядное устройство только после полного оттаивания и предварительно
убедившись в отсутствии повреждения корпуса аккумулятора!
9. Не заряжайте батареи с поврежденным корпусом! Если в процессе
заряда обнаружится негерметичность корпуса - зарядку требуется
прекратить.
10. Не используйте транспортное устройство в процессе зарядки
аккумулятора, если аккумулятор стоит в автомобиле - отсоедините
минусовую клемму аккумулятора от автомобиля!
Только при выполнении всех этих условий Вы можете оставить без
присмотра зарядное устройство.
Здоровья Вашему
аккумулятору!
Л.1 Зарядные и пуско-зарядные устройства.
Выпуск 2. Информационный обзор для автолюбителей, 2005г. Авторы:
ХодасевичА.Г. и ХодасевичТ.И.
При обращении к автору
пожалуйста не забывайте в письме указывать
соответствующую этой конструкции тему, а лучше
гиперссылку на нее (просто скопируйте адрес с
вашего браузера). Для гарантированного
получения ответа - указывайте пожалуйста
действующие и исправные (не переполненные)
почтовые ящики своего Е-маила!
Все обновления, выпущенные после приобретения прошивки
заказчикам высылаются бесплатно* в течение 1 года!
*Данную услугу просьба заказывать изначально, до покупки
прошивки или контроллера.
Публикация
в периодических изданиях, а также на других
сайтах только с письменного разрешения автора!
Публикация:
31.10.2010г. **********************
Обновлено: 02.05.2012г. (описание процесса настройки) Обновлено: 05.01.2013г. (добавлен
режим тренировки, т.е. циклической принудительной разрядки и зарядки) Обновлено: 08.04.2013г. (добавлен
"железный" сброс настроек контроллера З.У. т.е. кто столкнулся с
проблемой отсутствующего пункта меню в настройках контроллера из-за
самостоятельной и некорректной прошивки области данных памяти EEPROM
контроллера - это для Вас!) Обновлено: 22.03.2014г.
(изменен алгоритм капельной зарядки для более полного усвоения заряда
аккумулятором) Обновлено: 31.03.2014г.
(Добавлен режим анализтора оставшейся емкости аккумулятора на основании
замера
параметров
аккумулятора при старте двигателя автомобиля)
Якименко Сергей. UT2HI E-mail: или
По просьбам заказчиков автор принимает заказы на
наборы деталей для изготовления данного зарядного устройства:
1. Запрограммированный контроллер, стоимость 875 грн. (при
необходимости прошивка в виде файла прилагается). 2. Печатные платы -
в комплекте 3 платы заводского
изготовления (односторонняя, покрытая зеленым защитным покрытием, с
надписями позиционных обозначений элементов согласно принципиальной
схемы- 1 вариант, как
видно на рис. 5c, 5d, 5e),
стоимость 750 грн. 3. Прошивка в виде файла *.hex
стоимость 750 грн. Цены по состоянию на 07.02.2015г. Высылать полный комплект детлей включая остальные микросхемы, мелочевку
и LED индикаторы, полностью готовые З.У. у меня нет возможности, либо
это
будет достаточно дорого! Доставка плат с контроллером - почтой,куръерской доставкой (по договоренности) после 100%
предоплаты. При отправке запроса прошу сразу
указывать адрес доставки, а также требуемое - прошитый контроллер +
платы, либо только контроллер без плат, либо просто прошивка в виде
файла. На "неполные" запросы даю неполные ответы, либо не отвечаю
совсем!
Внимание - цена на платы и прошивку
контроллера (в долларовом эквиваленте) снижена!